Источники административного права – это исходящие от уполномоченных государственных органов и должностных лиц, органов и должностных лиц местного самоуправления, иных органов публичной власти, действующих от имени государства или муниципального образования официальные документы, устанавливающие, изменяющие, отменяющие или разъясняющие административно-правовые нормы, т.е. общеобязательные формально определенные правила, регулирующие отношения, возникающие в административно-правовой сфере.
В качестве источников административного права в России используются следующие виды официальных документов:
а) нормативные правовые акты;
б) нормативные публичные договоры;
в) судебные акты, признающие недействующими нормы административного права, и судебные акты, содержащие нормативное толкование действующих административно-правовых норм.
Рассмотрим подробнее каждый из названных видов источников административного права.
Нормативные правовые акты
В соответствии с п. “к” ч. 1 ст. 72 Конституции РФ административное и административно-процессуальное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ. В связи с этим источниками административного права могут являться как федеральные законы, так и законы субъектов РФ.
а) основные (конституционные) федеральные законы – это законы, определяющие наиболее общие основные начала (принципы) организации и осуществления административно-распорядительной и административно -охранительной деятельности государства в Российской Федерации, основы административного правопорядка. К числу таких федеральных законов относятся:
– Конституция РФ – устанавливает правовые основы организации и осуществления административно-распорядительной и административно-охранительной деятельности государства, административно-правового статуса граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (гл. 1–4, 6 Конституции РФ);
– федеральные конституционные законы – регулируют организацию и осуществление административно-распорядительной и административно-охранительной деятельности государства по вопросам, прямо указанным в Конституции РФ (Федеральные конституционные законы: Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2 – ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении».
б) федеральные законы – это законы, определяющие на основе Конституции РФ и федеральных конституционных законов систему и организацию работы федеральных административно-публичных органов, регулирующие их административно-распорядительную и административно-охранительную деятельность в отдельных сферах функционирования государства и общества или по отдельным ее направлениям, а также особенности административного правопорядка в указанных сферах: Федеральный закон «О полиции» от 07.02.2011 № 3-ФЗ, Федеральный закон «Об обороне» от 31.05.1996 № 61 -ФЗ.
В числе обычных федеральных законов особо выделяются кодифицированные законы – кодексы. Единственным кодексом, который полностью состоит из норм административного права является «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ. Кроме данного Кодекса административно-правовые нормы содержатся и в других кодексах, в частности в Земельном Кодексе, Градостроительном Кодексе, Жилищном Кодексе, Лесном Кодексе, Водном Кодексе, Бюджетном Кодексе, Налоговом Кодексе, Трудовом Кодексе и регулируют вопросы организации и осуществления деятельности административно-публичных органов в соответствующих сферах функционирования государства и общества.
1.2. Законы субъектов РФ:
а) основные законы субъектов РФ – это законы, определяющие наиболее общие правовые основы организации и осуществления административно-распорядительной и административно-охранительной деятельности, основы административного правопорядка в соответствующих субъектах РФ (конституции и уставы субъектов РФ, определяющие систему и правовые основы функционирования органов исполнительной власти этих субъектов РФ)
б) законы субъектов РФ – это законы, определяющие на основе конституций и уставов субъектов РФ систему и организацию функционирования административно-публичных органов, образуемых этими субъектами, а также регулирующие осуществление ими административно-распорядительной и административно-охранительной деятельности в отдельных сферах функционирования соответствующих субъектов по вопросам, отнесенным федеральным законодательством к их ведению, определяющие особенности административного правопорядка на территориях соответствующих субъектов (например, законы субъектов РФ о правительстве, иных органах исполнительной власти, о государственной гражданской службе, об административной ответственности и т.п.).
1.3. Подзаконные нормативные правовые акты
Подзаконные нормативные правовые акты принимаются (издаются) уполномоченными государственными органами и должностными лицами, органами и должностными лицами местного самоуправления в пределах их компетенции в целях конкретизации положений соответствующих законов, регулирующих вопросы организации и осуществления административно-распорядительной и административно-охранительной деятельности, обеспечения административного правопорядка и создания необходимого правового механизма действия названных положений законов.
Все подзаконные нормативные правовые акты, являющиеся источниками административного нрава, можно подразделить на следующие виды.
Федеральные подзаконные нормативные правовые акты:
а) нормативные указы Президента РФ (Указ Президента РФ от 21.05.2012 № 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти»)
б) постановления Правительства РФ, утверждающие какие-либо правила, положения, регулирующие отношения в административно-правовой сфере (например, постановления Правительства РФ об утверждении положений о федеральных министерствах, о лицензировании отдельных видов деятельности, об утверждении правил дорожного движения, правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему и т.п.)
в) нормативные правовые акты федеральных министерств, иных федеральных органов исполнительной власти, издаваемые в форме приказов, инструкций, правил, положений, регламентов, уставов (например, административные регламенты, определяющие процедуру осуществления государственного контроля и надзора в отдельных сферах, порядок государственной регистрации транспортных средств, правила оборота оружия и т.п.)
г) нормативные правовые акты иных федеральных административно-публичных органов, не входящих в систему исполнительной власти Российской Федерации (приказы Генеральной прокуратуры РФ, инструкции Центральной избирательной комиссии РФ, положения и инструкции Центрального банка РФ).
Особое значение в механизме административно-правового регулирования имеют кодифицированные федеральные подзаконные нормативные правовые акты, на основе которых осуществляется правовая регламентация больших групп общественных отношений, возникающих в административно-правовой сфере. К числу таких кодифицированных актов можно отнести:
а) правила (например, Правила дорожного движения, Правила пожарной безопасности, Правила проведения технического осмотра транспортных средств и т.п.);
б) положения (например, Положение о паспорте гражданина Российской Федерации и т.п.);
в) уставы (например, Устав патрульно-постовой службы полиции, Устав гарнизонной, комендантской и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, уставы федеральных государственных учреждений и т.п.);
г) инструкции (например, Инструкция по организации работы органов внутренних дел по контролю за оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, инструкции о порядке рассмотрения предложений, заявлений и жалоб граждан в федеральных органах исполнительной власти и т.п.);
д) административные регламенты (например, Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области образования).
Подзаконные нормативные правовые акты субъектов РФ:
а) нормативные правовые акты глав исполнительной власти субъектов РФ – высших должностных лиц субъектов РФ (указы и постановления Президентов республик и губернаторов);
б) нормативные правовые акты высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ (постановления Правительств субъектов РФ);
в) нормативные правовые акты иных органов исполнительной власти субъектов РФ (министерств, департаментов, управлений и т.п.), если законодательством соответствующих субъектов им предоставлено право издания нормативных правовых актов.
1.4. Подзаконные нормативные правовые акты органов и должностных лиц местного самоуправления
в том числе:
а) нормативные правовые акты глав муниципальных образований, изданные в целях исполнения государственной (административно-правовой) функции, переданной органам местного самоуправления федеральным законом или законом РФ;
б) нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления, изданные в целях исполнения государственной (административно-правовой) функции, переданной данному органу федеральным законом или законом субъекта РФ;
в) нормативные правовые акты исполнительно-распорядительных органов муниципальных образований – глав местных администраций, изданные в целях исполнения государственной (административно-правовой) функции, переданной данному органу федеральным законом или законом субъекта РФ.
1.5. Подзаконные нормативные правовые акты иных административных органов (органов публичного управления), действующих с санкции государства, но под контролем административно-публичных органов
В качестве источников административного права могут рассматриваться не только нормативные правовые акты, издаваемые (принимаемые) государственными органами и органами местного самоуправления, но и нормативные правовые акты, действующие внутри государственных и муниципальных учреждений и регламентирующие осуществление внутреннего управления в этих учреждениях. К их числу можно отнести, например, уставы государственных высших учебных заведений, внутренние приказы руководителей этих учебных заведений, правила внутреннего распорядка и режима, действующие в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях. Данные локальные нормативные правовые акты, по сути, устанавливают публичные правила поведения широкого круга лиц, как работающих в этих учреждениях, так и пользующихся их услугами (студентов, больных, отдыхающих и т.п.).
Общая совокупность всех нормативных правовых актов, содержащих нормы административного права, может быть названа административным законодательством РФ.
Административная ответственность – это вид юридической ответственности, которая выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение.
Административное наказание – мера административной ответственности, установленная законодательством санкция (наказание) за нарушение общеобязательных правил в конкретной сфере жизнедеятельности общества.
Административное задержание – это процессуальное действие, которое представляет собой лишение на короткое время свободы гражданина, совершившего административное правонарушение. Данная мера направлена на содействие расследованию произошедшего правонарушения.
Административное расследование – представляет собой совокупность процессуальных действий, осуществление которых необходимо для получения дополнительных сведений и материалов, необходимых для правильного разрешения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Административное законодательство – система законодательства, формируемая в рамках отрасли административного права и создающая нормативно-правовую основу организации и деятельности системы исполнительной власти и исполнительных структур в других ветвях власти, по осуществлению функций государственного управления, включая обеспечение безопасности гражданина, общества, государства.
Административное правонарушение – в соответствии со ст. 2.1 КоАП — противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Административное принуждение – разновидность государственного принуждения, оно используется как крайнее средство обеспечения и охраны правопорядка в сфере государственного управления, т.е. выполняет карательную функцию; применяется и для предупреждения правонарушений, и для их пресечения.
Административный акт – акт органа государственного управления, который в отличие от нормативного акта устанавливает, изменяет или прекращает конкретное правоотношение, а не общее правило. Юридическая сила административного акта определяется тем, от какого органа он исходит.
Административный арест — вид административного наказания, заключающийся в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества.
Административный надзор – вид деятельности органов исполнительной власти, должностных лиц этих органов по наблюдению за точным исполнением, соблюдением правовых норм в разных сферах правовой деятельности государства.
Административный процесс – в широком смысле этого термина – совокупность последовательных действий, урегулированных правовой нормой, обеспечивающих определенный порядок деятельности органа (должностного лица) исполнительной власти по применению и реализации административно-правовых норм.
Гражданство – устойчивая политико-правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.
Деликт — в административном праве — непреступное правонарушение, административный проступок, административное правонарушение. Административный Д. – противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ст. 2.1 КоАП).
Дисциплинарное высказывание – одна из мер наказания работника за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей, нарушение правил внутреннего распорядка и иные правонарушения, за которые законами и иными нормативными правовыми актами установлена дисциплинарная ответственность.
Исполнительная власть – одна из трех ветвей государственной власти в соответствии с доктриной разделения власти. И.в. в РФ осуществляет Правительство РФ. Основное назначение И.в. — реализация государственного управления всеми сторонами жизни государства.
Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения – вид административного наказания, применяемый в соответствии с КоАП к физическим и юридическим лицам, совершившим административные правонарушения. К. орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительным, безвозмездным обращением в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.
Лишение специального права, предоставленного физическому лицу, – административное наказание, предусмотренное ст. 3.8 КоАП, за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части настоящего Кодекса. Суть этого наказания — в ограничении права конкретного лица заниматься определенным видом деятельности (лишение права управления транспортными средствами, права охоты). Лишение специального права назначается судьей.
Постановление — один из видов подзаконных нормативно-правовых актов, принимаемых органом исполнительной власти (например, Постановление Правительства Российской Федерации) судьи и следователя, палатами Федерального Собрания РФ, Правительством РФ, правительствами и главами администраций субъектов РФ, государственными комитетами РФ, пленумами Верховного Суда РФ, а также по конкретным делам судами (судьями), следователями и органами административной юрисдикции.
Потерпевший – в производстве по делу об административном правонарушении — физическое или юридическое лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.
Правовой режим – это особый порядок правового регулирования, основанный на применении комплекса юридических правил и средств, закрепленных в нормативно-правовых документах, и обеспечивающий порядок общественных отношений для удовлетворения интересов субъектов права.
Правовые акты органов исполнительной власти -официальные письменные документы, содержащие правовые нормы (правовые предписания), принятые и изданные в определенной правовой форме в соответствии с правовым статусом органов исполнительной власти и вызывающие определенные правовые последствия, в том числе возникновение, прекращение или изменение правоотношений в сфере ведения конкретного органа исполнительной власти. Издание правового акта в установленной форме является наиболее распространенной формой реализации полномочий органов исполнительной власти.
Правоохранительные органы – система органов государственной власти, главной задачей которых является осуществление непосредственно при помощи специальных форм и методов функций правоохраны, обеспечения безопасности личности, общества, государства. Кроме того, к правоохранительным организациям относят некоторые негосударственные органы и учреждения, какими являются адвокатура и специально созданные на общественной основе правозащитные движения.
Правоспособность административная – установленная административно-правовыми нормами и охраняемая государством возможность гражданина или коллективного субъекта административного права (организации) вступать в административно-правовые отношения, приобретать соответствующие права и нести обязанности.
Предписание
1) одно из средств (методов) правового регулирования общественных отношений, состоящее в возложении прямой юридической обязанности совершения субъектом определенных действий, предусмотренных нормой права;
2) обобщенное или частное название распорядительных актов императивного характера, издаваемых уполномоченными на то государственными органами (должностными лицами) и подлежащих исполнению со стороны субъектов, их получивших.
Предупреждение – вид административного наказания, предусмотренный Кодексом РФ об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении — официальный административный документ, в котором уполномоченными законодательством лицами фиксируется факт совершения административного правонарушения, факт административного задержания, личного досмотра, досмотра вещей, изъятия вещей и документов, задержания транспортного средства и т.д.
Санкция административная – мера административного принуждения, применяемая за административное правонарушение и являющаяся административным наказанием определенного вида. Административные санкции предусмотрены в Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях применительно к конкретным составам административных правонарушений.
Устав – нормативный правовой документ, устанавливающий правовой статус разных категорий субъектов: юридических лиц, некоторых самодеятельных организаций, не пользующихся правами юридического лица, субъектов РФ. Уставом регламентируются организация определенных сфер деятельности Вооруженных сил РФ, а также условия и порядок выполнения служебных обязанностей отдельных категорий работников (Уставы дисциплинарные, Уставы работников железнодорожного, морского, речного транспорта, гражданской авиации).
Ходатайство
1) обращение гражданина с просьбой о признании определенного статуса, прав, свобод, изложенное в письменной форме, в случаях, которые прямо установлены законодательством РФ;
2) официальная просьба о совершении процессуальных действий или принятии решений, обращенная к органу дознания, следователю, прокурору, судье или суду.
Штраф (Административный) – вид административного наказания денежного характера. В соответствии с КоАП применяется за совершенные административные правонарушения как к физическим, так и к юридическим лицам.