с. Хомутцы Хомутчанского сельского поселения

с. Хомутцы Хомутчанского сельского поселения

На северо-западе Ивнянского района, на расстоянии 18 км от посёлка Ивня, между реками Псёл и Пена расположено одно из самых старинных сёл района – село Хомутцы. 

В состав поселения входят сёла Хомутцы и Самарино. Административно-хозяйственный центр находится в селе Хомутцы, он связан с районным и областным центрами асфальтированной дорогой и расположен в 30 километрах от трассы Москва-Симферополь. Ближайшая железная дорога находится в п. Ивня, на расстоянии 25 км от села Хомутцы. 

Населённые пункты поселения расположены в живописном месте на берегу реки Псёл. Территория поселения – 420 гектаров. Имеются участки соснового леса с богатым растительным и животным миром. 

На территории Хомутчанского сельского поселения расположена особо охраняемая природная зона «Урочище Псёльское», которое славится своей красивой природой и экологически чистым воздухом.

После создания Белгородской черты началось активное заселение нашего края. Сначала поселились служилые люди (стрельцы, казаки), а за ними – крестьяне, которых правительство переселило из других мест. Платоновы, по преданию, переселены царским указом. Кроме них из северных районов на юг устремилось много крестьян, бежавших от крепостников в пограничную зону в поисках свободы. Из-под гнёта Польши и Литвы (Речи Посполитой) бежали на Восток крестьяне: севрюки – выходцы левобережной Украины, черкасы – запорожские казаки. (Не здесь ли берут начало Хомутчанские фамилии: Польшины, Литвиновы, Казаковы, Черкасины, Севрюковы?).

Служилое население крепостей стало переселяться из городов ближе к своим наделам. Так начали появляться селения государственных крестьян. В Хомутцах помещичьего землевладения не было.

XVII век положил начало хозяйственному освоению нашего края. Быстро росло население. Основным занятием его было земледелие. Хлебопашеством занимались и крестьяне, и служилые люди, которых правительство наделяло землёй. В земледелии соперничали трёхполье и перелог. Орудиями труда были соха, деревянная борона. Богатые имели железные плужки. Сеяли больше рожь, а также ячмень, пшеницу, просо, горох. Из огородных культур выращивали капусту, морковь, репу, огурцы, чеснок; картофеля ещё не было.

В основном в хозяйстве использовалась тягловая сила лошадей. Лошади требовались и для воинских нужд, чтобы исправно нести службу, и обрабатывать землю. Каждый служилый должен был иметь 2-3 лошади. Однако немало было безлошадных хозяйств, у половины не было коров.

Наряду с земледелием широко развивались ремёсла. Колесники, бондари, столяры работали по заказу и для рынка. Распространены были гончарное и кирпичное производства. Печи для обжига кирпича находились за селом в Широком лугу. Были развиты прядение и ткачество.

Существует несколько версий по поводу возникновения села и его названия. 

Наиболее раннее достоверное упоминание о Хомутцах относится к 1684 году, во времена правления Софьи Алексеевны. Она была регентом при номинальном царствовании своих младших братьев Петра I и Ивана V.

Летом 1684 года на основании указа, составленного от имени царей Петра и Ивана, и по грамотам из Разряду в Обоянском уезде дьяком Н.Кобяковым, писцами стольника Авраама Богдановича Мантурова и подьячим Григорием Жеребцовым составлялась перепись земельных владений помещиков и других категорий землевладельцев. Результатами их ревизорско-землемерной деятельности на Обоянских землях явилась составленная ими «Подлинная писцовая и межевая книга города Обояни и его посада и поместных земель в станах Залесском, Салотинском и Рудавском».

В числе поселений указаны и Хомутцы: «Деревня Хомутцы. Усадища к реке по Пслу и к реке Пена, а на усадищах дворы помещиков обоянцов детей боярских». Как видим, писцовая книга называет Хомутцы не селом, а деревней. Сёлами назывались  населённые пункты, где имелась церковь. 

В Хомутцах церкви не было. В те времена помещиками называли мелких служилых людей, которые получали от государства земельные пожалования за свою военную службу. Причём, крепостных крестьян у них не было вовсе. Тогдашним помещикам помимо военной службы приходилось ещё и самостоятельно обрабатывать землю, обходясь силами своей семьи.

По указу 1651 года максимальный размер таких земель для детей боярских составлял 200 четей (четвертей) земли, т.е. 112 га.

Термин «дети боярские» обозначал особую категорию таких служилых людей, не слишком родовитого происхождения. После реформ Петра 1 часть мелких служилых людей получила дворянские права, войдя в состав привилегированного сословия. Но основная масса помещиков была переведена в категорию однодворцев и по своему положению сравнялась с обычными крестьянами.

Таким образом, если в 1684 году Хомутцы уже существовали и были довольно большим поселением, то само возникновение относится к более раннему времени. Можно лишь предположить, что Хомутцы возникли, вероятно, в период строительства укреплённых линий пограничной Белгородской засечной черты с 1630-х по 1650-е годы. Именно с этого времени начинается интенсивное заселение нашего края, ранее считавшегося «Диким полем».

По итогам переписи 1862 года: деревня Хомутцы при реке Псёл находится от уездного города в 27 верстах. Число дворов – 103. Жителей мужского пола – 338 человек, женского – 411 человек.

Таким образом, на вопрос, когда и кем были основаны Хомутцы, следует отвечать так: возникли до 1684 года, впервые упомянуты в документах при царице Софье, а первыми жителями были служилые люди – хлебопашцы и воины, защищавшие от разорительных набегов крымских татар южные границы Русского государства.

По поводу происхождения названия существует несколько версий. Первая версия основана на географическом положении. Река Псёл у села «выписывает» несколько извилин в виде хомутов, которые хорошо видны со Шмырёвой горы. Ширина реки на территории нашего села от 25 до 35 метров.

Вторая версия имеет историческое начало. Население состояло из крестьян, бежавших от крепостного гнёта, «из хомута».

По третьей версии поселенцы, которых далеко не везде пускали в селение, вынуждены были держаться околиц, и «нейтральных территорий». Селились у рек. Для ведения полеводства и скотоводства необходимо были более или менее постоянные поля и луга. А ручьи, сбегавшие во время половодья и дождей, размывали и портили почву. Их надо было как-то сдерживать, поправлять, поэтому в местах впадения ручьёв в реку устраивали заграждения, так называемые «хомутцы» – временные мелиоративные сооружения. Сейчас в Хомутцах о ручьях напоминают проулки, по которым вода стекает в реку. Таких проулков в селе несколько – Митькин, Зайцев, Чуков, Городков. Названия проулков произошли от фамилий или подворий людей, которые заселялись около этих заграждений. 

Появились хутора. Так на юго-западе села Хомутцы, где протекает река Пены, левый приток реки Псёл, был образован хутор Поляна, граничивший со слободой Пены Курской губернии. После войны хуторяне, решили перейти на жительство в село Хомутцы и хутор, прекратил своё существование.

За рекой раскинулся смешанный Курочанский лес, в котором растут деревья: сосны, берёзы, осины, ольха, дубы и другие деревья средней полосы России. А также много подснежников, ландышей, грибов, ягод. Богат лес птицами и животными. Можно встретить лосей, косуль, кабанов, лис, зайцев. На лугу возле леса весной поселяются цапли, аисты, журавли. В реке ловится щука, линь, карась, окунь, вьюн.

 

Село Самарино

В 1684 году оно называлось Дмитровским, что объясняет наличие церкви Св. Дмитрия Солунского, и относилось к Обоянскому уезду. В 1790-е годы село числилось в Богатенском уезде. В начале 1860-х гг. – «село казённое и владельческое Самарино». Самарино – от фамилии дворян Самариных, владевших значительной частью села в ХVIII–ХIХ вв. В 1862 году прежнее название уже не упоминается и село фигурирует только под нынешним названием – Самарино. Дворянская фамилия Самариных была известна в ХIХ веке, и наиболее яркий её представитель – Юрий Фёдорович Самарин – друг М.Ю.Лермонтова, публицист, историк, общественный деятель.

Согласно переписи населения за 1862 год село Самарино при реке Псёл находилось в 21 версте от уездного города.

Число дворов – 43. Жителей мужского пола - 194 человек, женского - 247 человек. Церковь православная – 1, в честь покровителя святого Дмитрия Солунского. Церковь деревянная, основана в 1847 году. Благочестивый округ - 4 версты. Число престолов -1. До деревни Хомутцы – 3 версты. Поселение Карташовка- 2 версты. Число душ православных - 1686. Расстояние до губернии - 75 вёрст. До уездного города - 22 версты, до станции Обоянь - 22 версты. При церкви имелась церковно-приходская школа. Священник Угревицкий К.М., дьякон - Руденков А.Н., псаломщик - Платонов М.Н. Церковной землёй пользовались священник и дьякон, усадьба - 3 га, полевая - 54га. 

При селе Самарино было ещё два отдалённых посёлка или хутора: Лягушовка – 20 дворов, Москва – 50 дворов. Постепенно население с этих хуторов разбирало свои дома по частям, перевозили в Самарино, снова собирали.

В 1865 году после Земельного бунта, вызванного отменой крепостного права, произошли большие перемены и в жизни крестьян Хомутцов и Самарино. Земля была поделена только на мужские души, и передел происходил раз в 3-5 лет. В этот период развития Хомутцов основным занятием остаётся земледелие, рыболовство, дегтярное дело. В селе и сейчас есть улица Дегтярня. Село Хомутцы во все времена своего существования никогда не оставалось в стороне от событий, происходящих в стране. Жители села – Хорьяков Тихон Митрофанович, Мазнев Владимир Иванович, Сергеев Дмитрий Никитович принимали участие в гражданской войне 1914 года.

До революции в Самарино был помещик Алексей Дянцев. Он имел клин земли от Берёзового лога в сторону Студенка, больше 50 гектаров до самой границы Студенских земель. В селе была мельница водяная. После революции, в 1918 году, помещик перенёс её в Картамышево и сделал вместо водяной паровую. Так он жил ещё 10 лет после революции. Когда началось раскулачивание, он распродал имущество и уехал на Украину, в Донбас.

После установления Советской власти в 1918 году при разделе земли, каждая семья получила свой надел и имела домашнюю скотину. В основном крестьяне занимались сельским хозяйством, рыболовством, дегтярным делом. 

В хозяйстве имелась пара лошадей: рабочая с упряжью и колесницей и выездная с упряжью и дрожками. На рабочей выезжали на работу в поле, на выездной – на праздники, на ярмарку. Имелись корова, племенной бык, свиноматка. В бедных семьях было поменьше живности. Надел земли, который имелся в хозяйстве у единоличников, делили на три части: озимая, яровая, пар. На пар летом выпускали скотину: она её удобряла. Осень и зиму перегнивала, а на следующий год засевалась. Труд в семье был распределён между родителями и детьми. До коллективизации давали землю жителям на мужскую душу. Картамышевские крестьяне, у которых на их стороне Псла много горок и хорошей земли не хватало, получали в пользование самаринские земли за половину собранного урожая в качестве платы.

Организатором колхозов в 1929–30 гг. был Селихов Тихон Игнатьевич. Было создано одновременно шесть колхозов:

Имени Менжинского – председатель Четвериков Егор Антонович.

Хозяйств -37, выбыло – 2 

Человек – 124          - 47

Коров – 27   - 2

«Красный партизан» - председатель Сергеев Игнатий

Хозяйств – 81, выбыло  - 16

Человек – 309                - 81

Коров – 55                     - 9

«Победа» - председатель Селихов Тихон Игнатьевич

Хозяйств -108, выбыло - 25

Человек - 308               -137

Коров – 69                   - 15

Имени Варейкиса – председатель Селихов Севастьян Сергеевич

Имени ЦЧО Сталина – председатель Никитин Михаил Мелентьевич

Имени Бубнова – председатель Беседин Пётр Ефимович

Хозяйств -43, выбыло - 3

Человек- 102                - 37

Коров - 16 

Всё своё хозяйство крестьяне сдавали в колхоз. Зимой запрягали лошадей и выезжали в лес за дровами. Старшие пилили лес, а ребятишки увозили на подводах. Работали целый день, приходили домой уставшие и мокрые. Часов не было. Время узнавали так: лапти ставили на печь сушить. Утром лапти высыхали. Значит пора на работу. Приходили на конюшню, разбирали каждый свою упряжь, лошадей выводили, чистили конюшни. Затем разбирали подводы и уезжали на целый день работать. В основном дети вязали из пеньки верёвки, вожжи, постороки, кнуты. Женщины пряли пряжу, ткали мешки, чересседельники, подпругу. Весной выезжали бригадами в 30 человек. За полеводческой бригадой закрепляли земли, которые обрабатывали крестьяне своими плугами.

Отмерив, надел в 30 соток, от палки до палки, пахали разутые, босиком, поэтому могли ногу поранить или упасть, потому что шли друг за другом. Случалось, отставали, теряя время. Потом придумали и начали пахать раздельно. Свеклу сеяли вручную: на человека отмеряли по 60 соток, женщины ходили за сеялкой и сеяли свеклу. Занимались уборкой в конюшне: ребята рубили крапиву, а взрослые на подводах возили на конюшню солому. Потом всё это перемешивали и мазали конюшню. Дерюгами забивали двери, ворота, чтобы было тепло.

Осенью, после уборки урожая, возили хлеб на хлебопоставку в районный центр, в Обоянь. На ночь засыпали зерно в мешки, накладывали на подводы, утром запрягали заранее накормленных лошадей и отправлялись под Обоянь в Кривцово. Разгружали зерно в бывшую церковь. Озимые сеяли вручную: полмешка навешивали через плечо и горстями раскидывали. Следом шли дети и тянули вручную боронки.

Самаринский сельский Совет входил в Пенскую волость Обоянского уезда до 12 мая 1924 года.

В Пенскую волость Борисовского (Грайворонского) уезда – с 12 мая 1924 года до 30 июля 1928 года.

В Ивнянский район– с 30 июля 1928 года до 1931 года.

В Хомутчанский сельский совет – в 1931 году.

Хомутчанский сельский Совет входил в Песчанскую волость Обоянского уезда до 12 мая 1924 года.

В Песчанскую волость Борисовского (Грайворонского ) уезда с 12 мая 1924 года до 30 июля 1928 года.

В Ивнянский район с 30 июля 1928 года.

Голод 1933 года. Государству сдавали продукцию с колхозных полей и личных огородов, есть было нечего. В колхозе выдавали жмых. Люди ходили в лес, собирали щавель, по огородам находили молочайник. Всё это крошили вместе, заливали водой и ставили на ночь, а утром ели. Очень много семей покидало свои дома, и уезжали в Литву, Краснодар, на Кавказ.

Первые школы и садик были в хатах, сараях, клунях раскулаченных и высланных зажиточных людей. В хате раскулаченного Селихова Степана Алексеевича зимой учили детей, летом размещалось правление колхоза. Садик был в клуне, потом его перенесли в сарай.

В 1931 – 1933 год в хате Бжяловых тоже была школа. Первым учителем в школе был Сердюков Дмитрий Ильич. В хате раскулаченных купцов Никонорушкиных разместили сельский Совет, в хате Якшина Филиппа Емельяновича открыли клуб.

В селе Самарино в 1934 году построили начальную школу: 1-4 класс.

В 1936 году была построена школа в селе Хомутцы.

Церковь стояла в середине села Самарино. Она была деревянная, построенная из дубовых брёвен, обшитых досками.

В 1936 году церковь сломали. Руководил этим процессом активист из Студенка по фамилии Голубицкий. Ему помогали двое местных, их прозвища Жук и Егорок. Эти двое между собой соревновались, кто быстрее церковь снесёт. Кто-то из них додумался зацепить верёвками крест. Затем запрягли волов, прикрепили эти верёвки и свалили крест вместе с куполом. Собрали молодёжь, парней лет по 15 или чуть постарше, и те помогали с церковных стен обшивку отрывать. Потом брёвна, оставшиеся от церкви, отвезли в Богатое и из этого материала там построили школу семилетку, а мелкие доски и всё остальное отдали в местный колхоз.

Недалеко от церкви, около церковной ограды, лежали надгробные плиты полированные, гладкие, видимо, мраморные. Была на одной из них длинная надпись старинными церковнославянскими буквами, с твёрдыми знаками на конце слов. Запомнилось слово «граф». Немного дальше, над самым яром, были кирпичные склепы. Их люди растащили по кирпичику для своих хозяйственных нужд, а плиты погрузили на машину и куда-то увезли, или забирали на подпорки при строительстве  своих погребов. Но до конца 1940 года эти плиты и склепы ещё были целы.

Попа посадили до разорения церкви, в 1930 году. Когда к нему пришли активисты он рубил дрова у себя во дворе и его обвинили, будто он хотел этих активистов порубить топором. Сидел он в Архангельске. Вернулся из заключения ещё до войны, отбыв свой срок. Звали его Константином Михайловичем Угревицким. У него было три сына. Старший Виктор, 1903 года рождения, был лётчиком и погиб на войне. Средний Михаил тоже погиб. Третий сын, Евгений, 1912 года рождения, после войны жил в Белгороде. Сам священник умер после войны в начале 1950 года.

После голода 1933 года были созданы благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Это было трудное, сложное, противоречивое, но вместе с тем незабываемое время. Дружной работой встречали первомайский праздник 1940 года члены колхоза «Красный Октябрь» сеяльщики А. Хорьяков, С. Хорьякова и И. Хорьяков. При норме посева 4 га сеяльщица И. Музалевская засевала 5га.

Предвоенный 1940 год выдался урожайным. Звеньевой колхоза «Победа» Селихов А. П. – участник Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. Он был послан в Москву за высокие показатели урожая сахарной свеклы, чтобы распространять опыт своей работы. Был избран депутатом районного совета.

Мирную жизнь тружеников оборвала Великая Отечественная война. Из села на фронт ушло 488 молодых ребят. Женщин и детей по возможности эвакуировали в спешном порядке.

В октябре 1941 года четыре офицера Красной Армии готовили огневые точки от Холодной горы к Широкому лугу, молодёжь рыла окопы.

Немцы пришли в село неожиданно. Первым делом они разграбили магазин. Мужики успели вывезти из конюшни весь инвентарь и спрятали по домам. Карательные отряды забирали скот, птицу, сено, фураж и увозили на Обоянь. Начались аресты активистов, комсомольцев, депутатов. Всех увозили в Ивню и держали в сарае по несколько дней. После бесконечных допросов кого выпускали, а кого угоняли в Германию. В селе оставались женщины и дети, которые не успели эвакуироваться. Немцы селились по хатам и жили по несколько дней. Они ходили по дворам, просили водки, лазали по погребам, забирали всю живность: коров, кур, поросят.

О том, что будут угонять молодёжь в Германию, людей предупредил местный староста. Ребята попрятались; и на этом мобилизация закончилась.

Переводчицей у немцев была Екатерина Васильевна Карташова. Немка по происхождению, фрау Вагнер. В один из дней в её хату зашёл комендант. Узнав, что она дочь немецких колонистов, грамотная и знает немецкий язык, её назначили переводчицей при Самаринской комендатуре.

Многих жителей района спасла она от виселицы, расстрела. Среди них были коммунисты, комсомольцы. Она сумела поставить себя так, что в её присутствии немцы не смели избивать людей. К ней шли с жалобами, просьбами, искали помощи от угона в Германию. К лету 1943 года пришли наши войска. Екатерину Васильевну арестовали за сотрудничество с немцами и хотели расстрелять её на месте без суда. Но народ за неё заступился. Несколько месяцев находилась она в неволе, пока шло следствие. И её оправдали. Сын Екатерины Васильевны, Анатолий Захарович, воевал и был награждён орденом «Славы III степени».

Из воспоминаний Сергеева Василия Яковлевича, не успевшего эвакуироваться, 17 летним пареньком, угнали в Германию, а затем как дешёвую рабочую силу – в Австрию. После нескольких совершённых побегов он попадает в гестапо, а оттуда в концлагерь Аншиц в Польше. В апреле 1945 года его переправили в плавающий концлагерь в Люблинской бухте, чтобы отправить в Данию. Немецкая авиация начала бомбить баржу, чтобы скрыть следы преступления. На счастье подоспели англичане, которые спасли утопающих. Так наш земляк оказался в госпитале, а когда поправился, прибыл домой.

После освобождения территории от немцев надо было поднимать колхозы. Председателем колхоза стала Вигерина Александрова. Она подбирала работников из стариков, женщин, старших детей. Весной рассевали по невспаханному полю и боронили на коровах. Косили по осени звеньями по 10 человек: мужики косили в пять кос, пять женщин вязали снопы. Молотили молотилкой. Собранный урожай вывозили на коровах в Обоянь в счёт хлебозаготовки.

Для перегона скота из Германии и Чечни из села были мобилизованы девушки-активистки. Фёкла Тихоновна, дочь организатора колхозов Селихова Тихона Игнатьевича, вместе с девушками из других хозяйств района в течение семи месяцев перегоняли стадо коров численностью 750 голов из Чечни. Иваненкова Мария Свиридовна отправилась в Германию, чтобы сопровождать стадо коров на Родину. День Победы 9 мая она встретила в Германии, в Берлине, вместе с солдатами.

В 1943 году женщины сёл Хомутцы, Самарино принимали активное участие в строительстве железной дороги Старый Оскол-Ржава. Эта ветка была построена за 30 дней. Вот имена наших славных тружениц:

Якшина Валентина Павловна - 1926 г.р., Семендяева Варвара Михайловна- 1923 г.р.,

Якшина Евдокия Иосифовна – 1924 г.р., Иваненкова Мария Свиридовна - 1926 г.р.,

Якшина Анастасия Филипповна - 1915 г.р., Переверзева Мария Павловна - 1925 г.р.,

Польшина Прасковья Иосифовна - 1921 г.р., Якшина Мария Прохоровна – 1924 г.р.,

Цуканова Пелагея Захаровна - 1927 г.р., Сергеева Татьяна Филипповна - 1925 г.р.,

Лозовская Мария Петровна - 1926 г.р. Хорьякова Мария Терентьевна- 1922 г.р.,

Польшина Татьяна Николаевна-1910 г.р., Картамышева Екатерина Денисовна-1928 г.р.,

Якшина Вера Андрияновна – 1928 г.р., Якшина Пелагея Григорьевна- 1925 г.р.,

Польшина Татьяна Тимофеевна – 1930 г.р. Никитина Елена Ильинична- 1930 г.р.,

Польшина Мария Ильинична - 1925 г.р., Переверзева Елена Селевёрстовна - 1925 г.р.,

Якшина Анна Андреевна - 1918 г.р., Хорьякова Прасковья Ильинична- 1927 г.р.,

Свой посильный вклад в Победу нашего народа в Великой Отечественной войне внесли жители сёл Хомутцы, Самарино. Их подавляющее большинство – солдаты, но были и офицеры.

Постепенно налаживалась жизнь на селе после освобождения в 1943 году, количество дворов было 599, население – 2400 человек.

Председателями и секретарями сельского Совета поэтапно были:

1944г.    Истомин Михаил Николаевич – председатель

Калиниченко Виктор Николаевич – секретар

1945г.    Переверзев Василий Михайлович – председатель

Калиниченко Зинаида Антоновна – секретарь

1946 г.   Шатов Михаил Ильич – председатель

Все колхозы Хомутчанского сельсовета организованно ведут сеноуборку. За четыре дня косовицы косари сельхозартели им. Сталина скосили 34 га травы. В сельхозартели «Победа» за два дня скошено 16 га – писала районная газета.

В колхозе «Красный Октябрь» подписка на новый заём прошла организованно, с большим  воодушевлением. Сумма подписки - 20 тыс. руб.

Все колхозы дружно включились в реализацию займа. Товарищ Картамышева Ф. приобрела облигации на 800 руб., тт. Сергеева Д.Е. и Хорьякова С.Г. – на 500 руб. каждая. Многие колхозники спешили скорее сдать деньги уполномоченному по подписке.

Трудящиеся отлично понимают, что дружной подпиской на заём и быстрым сбором средств создаётся мощный фонд для осуществления грандиозных задач четвёртой Сталинской Пятилетки.

Дружно работают на вспашке зяби колхозники артели им. Сталина. Так Беседина Вера на паре волов каждый день вспахивала по 70 соток при норме 40 соток. По 60 - 65 соток каждый день вспахивали Польшина Мария, Селихов Михаил, Беседин Андрей и другие.

Передовиком по сборке зерновых стал косарь Иосиф Афанасьевич Беседин из колхоза им. Сталина. В это трудное время шло восстановление народного хозяйства после разрушительной немецко-фашистской оккупации.

 

 

 

2  3

 
Рейтинг@Mail.ru