Профессию себе Мария Федоровна выбрала по молодости совсем не женскую. Семья большая 9 детей. Отец умер, когда Маше было всего полтора года. Вот и решила после окончания семилетки в Песчаном, стать самостоятельной. Работать непременно шофером.
Тут, как говорится, случай помог. Как раз приехали в район набирать желающих на курсы водителей. Вот тогда совсем еще юная, но уже с твердым, целеустремленным характером девушка тайно от родителей уезжает в Киевскую область, где без большого труда, в отличии от других девчонок, успешно сдает экзамены.
Работала на грузовой машине на Ивнянском сахарном заводе. Затем пересела на газик, возила директора. Потом эту скромную, расторопную девушку забрал к себе военком.
Но вот пришел на Белгородчину 1941 год. Наши войска, отступая, оставляли один населенный пункт за другим, шла спешная эвакуация. По заданию военкома Любимова М. Ф. Калкутина должна была пересесть на одну из машин отступавшего 287 батальона аэродромного обслуживания (под Федчёвкой располагался военный аэродром), доставить ее вместе с грузом в Белгород и вернуться назад. Передвигались колонной ночью, без света. И всё же попали под бомбёжку. Когда опасность миновала – вновь за руль, благо машина не пострадала.
Опасными боевыми дорогами I Белорусского, II Прибалтийского, III Брянского фронтов вела свою машину отважный ефрейтор в юбке.
Военные дороги М. Ф. Калкутиной пролегали по открытой местности, когда приходилось пробиваться сквозь свинцовый огонь противника, по болотам. Где расстояние преодолевалось по наскоро брошенным до сточкам, через леса родной России и западным ее рубежам, еще к далекой Победе.
Воюя в составе Прибалтийского фронта, Мария Фёдоровна сменила свой тяжеловесный ЗИС на бортовой двухтонный газик, машину более подвижную, удобную, стало немного легче.
И так всю войну на колесах. На Украине вместе с капитаном автороты ездили за секретной почтой. Здесь опасность подстерегала не только со стороны немцев, но и бандиты – бендеровцы нападали.
Все удалось пережить, счастье – осталась в живых. Вернулась с фронта в 1945 году невредимой.
Федорова Н. Огненными дорогами //Родина.–1994.–31 авг.